• Титульный

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • С Днем Победы
  • слайд 1

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 3

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 4

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 5

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 6

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • 1 апреля

    1 апреля у нас прошел ДЕНЬ СМЕХА!!! Смотрите фотоотчет

Развитие словаря у детей дошкольного возраста

Развитие словаря
у детей дошкольного возраста

Подготовила   
Елизавета Александровна Пономарева,
учитель-логопед

Скачать PDF >>>

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции ЦНС легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Третий год жизни. После двух лет в активной речи детей появляется всё больше слов. На ранних этапах овладения языком (рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырёх лет преобладающим становится словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребёнка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), прилагательные (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребёнок обозначает не только размеры предметов (большой–маленький), но всё чаще называет их цвет, форму. Свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.)

По мере развития речи лексика ребёнка систематизируется. У трёхлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса–нора, гриб–лес). В три года он должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.

Хотя дети уже довольно свободно ориентируется в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка–чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» – миску, стакан, кружку, тарелку и т.д. Точно также дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идёт – человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т.д. Не выделяют части тела животных: зверей – туловище, лапы, у птиц–перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имён: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

Четвёртый год жизни. Словарный запас детей 4 лет достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребёнка за счёт наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро и т.д. Трёхлетние дети обычно уже называют некоторые числительные, часто по порядку от одного до десяти. Но этот ряд чисел – всего лишь заученный стишок, так как соотносить количество предметов с цифрой они ещё не умеют. К концу четвёртого года большинство детей смогут соотнести числа 1, 2, 3 с нужным количеством предметов, то есть начнут пользоваться этими числительными. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и т.д. Не всегда дети пользуются ими адекватно. Бывают случаи неправомерного употребления обобщающего слова, когда ребёнок не знает название конкретного предмета: «Это птичка», «Сорвал цветок»; «Видел дерево». Дело в том, что слова второй степени обобщения дети сначала усваивают, как вторые названия чувственно воспринимаемых предметов. По мере того как ребёнок узнает одно за другим значения таких слов (игрушки – это все предметы для игры, посуда – это предметы, в которых готовят еду и из которых едят), ему легче и легче становиться правильно употреблять данные слова.

Психологической особенностью восприятия у детей четвертого года жизни является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало слов-названий частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются дети ещё и словами-названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. В то же время дети уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо серое, трава зелёная. Таким образом, цвет становиться одним из опознавательных признаков знакомого ребёнку предмета.

Пятый год жизни. На пятом году жизни количество слов растёт, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, сложных предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Освоение речи ребёнком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определённой категории (платье – одежда), то есть достигают второй степени обобщения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает ещё раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребёнка). Переход к обобщениям представляет для детей определённую трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребёнку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является, прежде всего, назначение предмета. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов-названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребёнка должен быть накоплен определённый запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

Шестой год жизни. После пяти лет словарный запас стремительно растёт. Непроизвольная память – основа пополнения словаря – в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Количество слов, находящихся в их употреблении, во многом зависит от общей осведомлённости ребёнка, чем больше ребёнок знает, тем богаче его словарный запас.

Седьмой год жизни. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддаётся точному учёту. Однако, существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомлённые в разных областях знаний, умеющие читать и поэтому развивающие свой словарь самостоятельно, и, с другой стороны, среди поступающих в первый класс встречаются дети, чей словарь беден и ограничивается бытовой тематикой.

В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нём довольно много числительных, которыми дети пользуются уже осмысленно; разных глагольных форм, в частности, причастий и деепричастий; появляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.

Консультации

Противодействие коррупции

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 110 «Белоснежка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445021, Самарская обл, Тольятти г, Ленина б-р, 17
Тел. 7-8482-260416
e-mail: chgard110@edu.tgl.ru