• Титульный

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • С Днем Победы
  • слайд 1

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 3

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 4

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 5

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 6

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • 1 апреля

    1 апреля у нас прошел ДЕНЬ СМЕХА!!! Смотрите фотоотчет

Скоро в детский сад. Адаптация

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.
1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).
2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.
3. Приучаем:
* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);
* просить о помощи, если что-то не получается;
* кушать ложкой за столом, не играть с едой;
* отучаем от памперсов.
4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.
5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».
6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.
7. Еще одна очень полезная игра – «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.
8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.
Что нельзя делать ни в кое случае - так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».
Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.


Второй этап - непосредственно адаптация

1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка, которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.
2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой, а это примерно на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече.
Вечером прогуливаемся до ближайшего садика и показываем, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.
3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.
4. На второй неделе в первый день тоже еще не укладываем спать. А вот на следующий день забираем малыша сразу после сна. На третий день забираем уже после 16 часов.
5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.
6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять». Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.
7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.
8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали. Хвалим, за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя».
Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.
9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Но помните,
если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно.
Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.


Подготовил: педагог - психолог Лазутина Т.М

 

Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада

  1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. 
  2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ. «Детский сад - это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада».
  3. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  4. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда? Такими вопроса-ми вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.
  5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить". И Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей - тебе придется немного подождать». Попробуйте про¬играть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы - воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
  6. Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, например, небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть коробочки с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы владеете приемами оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку - осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой. С ней веселее идти и проще завязать от¬ношения с другим ребенком.
  7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
  8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малы¬ша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  9. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
  10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
  11. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугай¬те ребенка детским садом.
  12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
  13. Разработайте вместе с ребенком не¬сложную систему прощальных знаков внимания, и малышу будет проще отпускать вас.
  14. Помните, что на привыкание к детскому саду ребенку может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  15. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте спи¬сок рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.
  16. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и педагог-психолог детского сада дадут вам консультации.


Подготовил педагог-психолог Лазутина Т.М.

Особенности организационной работы с дошкольниками раннего возраста в условиях внедрения ФГОС

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.Мы обращаемся к вопросам игры как средства воспитания и развития детей раннего возраста. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому данная тема актуальна, так как значение игр для детей раннего возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития ребенка. Родители стараются пораньше научить читать своего ребенка, который и сидеть еще толком не научился, думая, что он вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа, именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой должен сдать не простые экзамены. Это и родило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского развития, отводят второстепенную роль.

Современные психологи обеспокоены тем, что обучение сильнее и сильнее проникает в жизнь ребенка, иногда занимая основную часть его времени. Они призывают сохранить детям детство и возможность играть в игры. Одной из причин такой тенденции является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны, когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Детские игры происходят не только с использованием игрушек, детская фантазия поможет превратить самолет или птичку в летящую лошадку, а сложенный лист бумаги в домик.Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.

Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.

Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и развития ребенка.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 год - 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций

Данное содержание может быть реализовано при помощи различных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) либо самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями,— малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одними из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для выполнения этой важной задачи требуется решение целого ряда организационных вопросов, а именно: определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.


Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:

1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития
Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования
Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок
Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок
Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок
Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок
Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.


Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:
• дидактические игры;
• сюжетно-ролевые игры;
• подвижные игры;
• пальчиковые игры;
• сюжетное конструирование и др.

Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:
• планомерное обогащение жизненного опыта детей;
• совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.


Список литературы:
1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
3. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
5. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с.22.
8. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1991.- 207 с.
9. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.
10. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина.- М.: Просвещение, 1997.- 163 с.
11. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей-сада. Под.ред. Г.М.Ляминой.- М.: Просвещение,1974.- 240 с. с ил.

 

Консультации психолога

Знать (хотя бы приблизительно), чего следует ожидать (малыш с 1,5 до 3-х лет)

Возраст от 1,5 до 3 лет – изматывающий, но и очень забавный возраст. Не бойтесь, что вы останетесь с этим чудовищем на всю жизнь. Бывают моменты, когда малютки превращают вашу жизнь в сущий ад. Что бы он не делал, если вы можете помочь – отведите его от плохого, это не будет длиться вечно! Не ожидайте многого слишком быстро.

  • Несоответствие между желанием угодить, привязанностью и упрямством – «делаю так, как хочу». проходит через спокойные, мирные, затем бурные периоды.
  • Исследующий, учащийся, играющий. Требует постоянного внимания, особенно у дорог, бассейнов, возле обогревателей, костров, огня.
  • Может устраивать сцены даже из-за мелочи.
  • Любит «помогать» у раковины, при уборке пылесосом, на огороде, в саду. Ломает, проливает из-за неуклюжести, неумения, а не баловства.
  • Двигает стулья, на которые может залезть, хочет сам все доставать, наливать и т.д. – очень грязно! Проверьте, чтобы ядовитые вещества и ценные вещи были высоко.
  • Начинает говорить вам (где-то в возрасте 2-х лет), когда штанишки мокрые или запачканные. Учится пользоваться горшком, хотя всякое может случиться.
  • Часто кажется, что он питается воздухом, очень мало ест. Кушает сам пренебрегая манерами, которым вы стараетесь научить его.
  • Кажется получает удовольствие, что делает обратное тому, о чем вы просите: убегает, когда вы зовете, хочет розовую кружку, когда вы даете красную.
  • Может захотеть выбирать одежду или менять ее в течении дня.
  • Не может долго сидеть на месте. Любит бегать, прыгать, скакать.
  • Временами очень настойчив, упрям, трудно его уговорить. Любит, когда все делается определенным образом, особенно ритуалы отхода ко сну.
  • Может очень привязаться к любимой игрушке.
  • Может показаться, что он развивается в обратном направлении, особенно если были перемены в семье (переезд в другой дом, развод родителей, рождение нового малыша). Может цепляться и плакать, когда его оставляют, снова начнутся мокрые штанишки и пробуждения ночью.
  • Учится говорить и болтает постоянно, без умолку. Любимое слово чаще всего «нет». понимает больше, чем может сказать.
  • Задает бесконечное количество вопросов, которые не нужно игнорировать.
  • Любит играть с друзьями, нужно время, чтобы научился делиться.
  • Любит играть в «понарошку», наряжаться придумывать детей или животных.

Что в действительности означает слово «Дисциплина»

Дисциплина – это не значит заставлять ребенка делать то, что вы хотите, - вы не можете заставить ребенка быть хорошим. Конечно после ваших криков и шлепков малыш, угождая вам, перестанет делать то, что вам не нравиться.

Эти советы возможно помогут вам:

  1. Больше похвалы, чем наказания. Дети любят угождать. Они хотят, чтобы их замечали. Если вы награждаете за поведение, которое вам нравится, ребенок, чтобы угодить вам, старается еще больше.
  2. Будьте разумны в своих ожиданиях. Энергичные малыши просто не воспринимают таких понятий как «аккуратно», «быстро», «тихо», «подожди», «где твои манеры?» Дайте уму время и помогите научиться всему этому.
  3. Используйте слово «нет», когда оно действительно нужно. Если ребенку все сходит с рук, он будет в большом недоумении и замешательстве. Но решите все- таки, что действительно важно. Ваш ребенок научиться правилам быстрее, если их буде не так много.
  4. Избегайте сражений, которых не можете выиграть. Вы не можете заставить своего ребенка есть, спать и ходить в туалет, именно тогда, тогда вы этого хотите. Вы не добьетесь ничего в плане дисциплины, вызывая все новые конфликты.
  5. Будьте настойчивы в том, что важно. Угрозы и придирки здесь бесполезны. Малыши быстро учатся игнорировать постоянный поток фраз типа: «Если тронешь телевизор, я шлепну тебя», которые, по сути, ничего не значат.
  6. Старайтесь быть последовательным. Не делайте следующего: не хвалите ребенка за то, что он накормил кота сегодня, и не кричите на него за то, что он прольет молоко мимо кошачьей миски завтра.
  7. Думайте на перед, чтобы избежать проблем. Будет лучше, если вы положите дорогие вещи куда-нибудь подальше на какое–то время, чем пилить малыша, чтобы он их не трогал; лучше не разрешайте ему с мячом в гостиной, чем ругать его потом за что-то разбитое.
  8. Предлагайте выбор, который устраивает вас. Избегайте говорить подобные вещи: «Ты хочешь лечь спать сейчас?». Лучше сказать: «Ты хочешь надеть пижаму возле кроватки или возле обогревателя?» - когда вы решили, что ему пора спать.
  9. Попросите прощения, если вы накричали на ребенка несправедливо. Не бойтесь сказать вашему ребенку, что вы чувствуете, когда вы устали, раздражены и бурно на все реагируете. Откровенный разговор с ребенком поможет вам все наладить – и научит вашего малыша говорить: «Извините, прошу прощения».
  10. Делайте наказание сиюминутным. Никогда не угрожайте сделать что-то позже, не оставляйте момент наказания для другого родителя.
  11. Не воспринимайте свои ошибки так остро. Конечно, вы зря шумите и кричите. Не расстраивайтесь из-за пустяков. Пока атмосфера будет радостной и доброжелательной, ваш ребенок воспринимает положительные эмоции.

Ревность

В жестком и хлопотливом круговороте семейной жизни трудно справиться с ревностью. Это чувство беспокоит большинство родителей тогда, когда появляется новорожденный после малыша, привыкшего, что мама, папа, дом, игрушки – все его.

Вы не в силах совсем устранить ревность. Но вы можете предотвратить ухудшение положения.

Детям рассказывают о глазах, ушах, ноге, ступнях с самого начала. Но внутренний мир, чувства мы оставляем без внимания. Если очевидно, что ваш малыш ревнует, это будет хорошей возможностью поговорить о чувствах, помочь ему понять, что существуют как хорошие, так и плохие чувства.

Делайте

  • Поговорите с ребенком о малыше, которого ожидают, о том, что произойдет: как заняты вы будете, и как он сможет вам помочь. 
  • Сделайте так, чтобы ребенок смог навестить вас в роддоме или звонить вам по телефону.
  • Организуйте специальные дни или отпразднуйте со старшим ребенком что-нибудь, повеселитесь вместе.
  • Привлекайте его, когда посетители суетятся около новорожденного и переключите внимание посетителей на старшего ребенка.
  • Поймите его, если он, который ходил на горшок, вдруг начинает мочить и пачкать штанишки снова, чаще сосет большой палец, устраивает больше сцен со вспышками злобы, перестает сам одеваться, хочет пить из бутылочки или сосать грудь.
  • Ободрите его объятиями и большим вниманием. Игнорируйте младенческое поведение и расслабьтесь – оно не будет долго длиться.

Не делайте

  • Не удивляйтесь, если ваш малыш не проявляет интереса к новорожденному младенцу. Помните, ему нужно время, чтобы научиться любить младенца.
  • Не делайте никаких изменений сразу после того, как родился ребенок. Переходы на новую кровать, в другую комнату должны происходить намного раньше – до рождения второго ребенка или на много позже.
  • Не превращайте помощь во что-то обязательное.
  • Не останавливайте старшего, когда он хочет подержать малыша.
  • Не будьте слишком суровыми, если старший тычет и щиплет малютку, - он еще сильнее ущипнет, когда вы не смотрите.
  • Не сравнивайте поведение: «Малютка съедает весь свой обед… она хорошая девочка». Это делает первенца обидчивым.
  • Не реагируйте слишком бурно, если старший высыплет ведерко песка в коляску малыша, - он, может, просто пытается сделать что-то приятное.

Когда вы наказываете слишком много

Много новых и странный чувств появляется с рождением ребенка; пока вы узнаете ребенка, вы узнаете также многое о себе.
Один из самых ужасных и пугающих моментов – это обнаружение того, каким злым и расстроенным может сделать вас ваш малыш, - то, как вы даже ненавидите его иногда. Это чувство, которые немногие люди признают, поэтому оно приходит как настоящее потрясение.

Когда вы чувствуете обиду и злость на своего ребенка, наслаивается много отрицательных эмоций – стыд и вина за то, что вы их чувствуете.
У всех есть отрицательные чувства, плохие дни с детьми. Это не означает, что вы не любите его; сильные чувства – хорошие и плохие – показывают, что вы не равнодушны.

Жизнь может быть достаточно тяжелой и без хнычущего, требовательного ребенка. Если вы беспокоитесь о деньгах, протекающей крыше, а сосед пожаловался на какой-то шум и вы поругались за завтраком, а подруга забыла про ваш день рождения, и вы разбили полную бутылку молока… - писанина вашего малыша на стенах может стать последней каплей.
Бах! Вы бьете его сильнее, чем хотели. И потом чувствуете себя отвратительно.

Некоторые не могут представить себе, как все случилось. Но многие родители, если они откровенны, знают, что есть моменты, которые они хотели бы забыть. Очень сильные удары могут навредить. Но дети становятся эмоционально разбитыми, когда им говорят, что они плохие. Эти невидимые шрамы заживают намного тяжелее, чем царапины и синяки.

Возможно, вам страшно от того, какое отчаяние вы испытываете временами. Но что вы можете сделать?

  • если у вас больше нехороших и несчастных мыслей о малыше, чем хороших;
  • если вы знаете, что шлепаете или бьете своего ребенка слишком сильно и слишком часто;
  • если вы чувствуете, что не можете перестать ворчать и придираться к малышу… - тогда вам нужна помощь…

Никто не догадается о вашем отчаянии, если вы не раскроетесь. Не дайте стыду остановить вас. Глупо думать: «Все как-то с этим справляются, так почему же я не могу?». Помните, нет такого совершенного родителя, у которого никогда не бывает некрасивых мыслей.

Даже разговор с подругой поможет вам немного снять стресс. И пусть кто-то присмотрит за ребенком, чтобы дать вам отдохнуть.

Каковы бы ни были причины жестоких чувств, самое худшее – это притворяться, что их нет, что они не существуют. Или позволить им накапливаться, пока они не вырвутся наружу.

Успехов Вам!


Поведение, которое выводит вас. Гнев

Вспышки гнева или раздражительности просто ужасны. Но это – нормальное явление. Они являются частью развития, через которое проходят все дети.
Обычно такие ситуации складываются между 18 месяцами и 3 годами – когда ваш ребенок пробует себя в противопоставлении вам и миру, когда ему нравиться говорить «нет», когда он намерен делать все по-своему.

Первое, что нужно знать: эти вспышки длятся не долго. чем чаще вы их игнорируете, чем быстрее они прекратятся.
Ребенок, который постоянно носится по комнате, полон энергии, больше всего склонен к таким вспышкам. Особенно, если его родители строгие и переживают за каждое его движение, боятся, чтобы их ребенок не был их тех, кому все сходит с рук.

Первая вспышка по полной программе может быть очень впечатляющей. Вдруг ваша маленькая крошка синеет от ярости, швыряет то, что у него под рукой, топает ногами, отказывается сдвинуться с места или падает на пол, размахивая кулаками, крича так громко, что поднимается на ноги вся округа. Если это случается в магазине или на улице, вам просто хочется уйти куда-нибудь навсегда.

Так что же вам делать?
Игнорируйте ребенка как только можете. Не кричите в ответ. Не бейте. Не поддавайтесь уговорам. Не пытайтесь вразумить. Не нервничайте.
Если вы где-то на улице вы немногое можете сделать, просто улыбнитесь и терпите, постарайтесь отвлечь его и уходите как можно быстрее. Не думайте, что все должны видеть, как вы наказываете малыша. Это не остановит его. И любой, кто прошел через это поймет вас.
Очевидно будет легче справиться с подобной ситуацией дома. Там вы можете просто уйти. Или строго поднять ребенка на ноги и отправить его в комнату.
Без зрителей цирк провалится. И не говорите об этом позже в присутствии участника «представления». Если ребенок находиться в центре внимания, он продолжит «выступления».
Проблема таких вспышек в том, что они обычно происходят, когда вы оба находитесь на грани сил, - после поездки в город, утомительной для вас, скучной для вашего малыша.
Но постарайтесь оставаться спокойной. Лучшая тактика – это отвлечение внимания.
Станцуйте джигу, нагнитесь резко, чтобы поднять что-то, и сделайте вид, что вы это что-то спрятали, выбежите и посмотрите в окно – может, это заинтересует малыша и он перестанет плакать. Лучше всего заранее продумать: если впереди у вас долгая поездка возьмите кулек с напитком и закуской или любимую игрушку.
Если все таки ребенок закатил истерику, поддержите его объятиями – он может быть даже напуган силой собственного гнева. Потом подумайте о том, что вызвало вспышку.

Удачи Вам!


Поведение, которое выводит вас. Удары, укусы, царапины

Всем плохо, когда тети постоянно дерутся и спорят. Но пока они учатся играть вместе, вы должны ожидать драки. Се начинающие ходить дерутся, царапаются, иногда кусаются. У них не так много способов разрешить споры.

Помните, вашему малышу нужно, чтобы вы установили границы дозволенного. Конечно вы не будите игнорировать моменты, когда ваш ребенок бьет другого и наоборот. Самое трудное – это решить, когда вмешаться в спор. Нет нужды замечать каждое маленькое противоречие; дети сами учатся развязывать свои проблемы.

Но когда вы все таки вмешиваетесь, старайтесь не слишком сильно реагировать – большая суета от взрослого часто приводит к большему количеству ударов, но не меньшему. Поймите: то, что выглядит ужасным в глазах взрослого, не так уж страшно в глазах двухлетнего.

Если вы застанете малыша, который собирается нанести удар, тихонько остановите его. Держите его крепко за руку, когда говорите «нет, ты не должен делать этого, ему больно», - это должно помочь.
Или, если ребенок уж очень сильно разошелся, отстраните его от игры на какое-то время.

Вступите в игру и предотвращайте спор, когда можно. На этой стадии малыша можно легко ввести в новую игру и дать остыть страстям.
Вы никогда не сможете узнать кто именно начал драку, так что не пытайтесь во всем разобраться. И не ругайте своего ребенка больше, чем ребенка-гостя или старшего среди детей. Часто матери переживают, чтобы их дети были хорошими и заводили друзей, бурно реагируют каждый раз, когда их ребенок вовлечен в драку. Но не всегда ваш ребенок виноват, когда ребенок гостя в слезах!

И часто, если вы только что отругали или отшлепали своего малыша, он сорвет свою злость на ком-то слабее его. Отрицательные эмоции могут передаваться в семье или в игре.

Укусы очень расстраивают – маленький круг красных следов от зубов на маленькой руке – является ужасным зрелищем. Многие думают, что хорошо в таких случаях кусать в ответ, чтобы показать укусившему, как это больно. Но в действительности это означает, что не стоит взрослым делать то, что запрещается детям. Ведь если маме и папе можно кусаться, не подумает ли ребенок, что и ему можно делать это?

Лучше отстранить укусившего от игры на какое-то время. Попытайте рассказать ему, что дело не в нем, а в том, что кусаться нельзя. Никогда! Не будьте слишком строгими, даже если вы в ужасе.

Успехов Вам!


Поведение, которое выводит вас. Надписи на стене, битье, поломка

Все маленькие дети ломают вещи и творят беспорядок. Часто естественная энергия и любопытство втягивают ребенка в что-то, чего он не может понять. Начинающий ходить тянется к столу, что бы достать что-то, дергает скатерть – разбивается посуда. Ребенок не «балуется». Он не мог предвидеть, что из этого получится.

Самый лучший способ уменьшить количество казусов и разрушений – это принять тот факт, что у вас ломающее, творящее разгром существо (на какое–то время), и подготовить соответственно свой дом. Это не надолго!
Сделайте много свободного места для игр. Ребенок, который постоянно слышит «Нет, нет, нельзя это трогать. Нельзя там играть», будет больше разрушать, чем тот, у которого есть место, чтобы двигаться, творить безобразия и таким образом спускать пар.
Естественно, вы не хотите видеть на своем ковре грязевые лепешки или наблюдать, как в ваш фарфор летят мячи, - но есть ли место, где можно все это делать?
Если есть сад, в котором можно бегать и прыгать, нет нужды делать это на кровати. Если вы живете в крошечной квартире, вам будет тяжелее. Тогда вам нужно будет сделать усилие и найти место – в парке, игровом центре, прогуливаясь вместе по тропинке.
Если есть доска или бумага на стене, на которой можно рисовать, то другие стены ребенку не понадобятся.
Если есть газеты или старые журналы, которые можно мять и рвать, малышей можно удержать от вредительства.
Если есть крепкие игрушки, которые можно ударять, то мебель спасена от этих ударов.
Определенная мера агрессии не только нормальное явление – вашему ребенку она нужна, чтобы выжить.
Но если ваш малыш бунтует со сверх силой и жестокостью, то возможно, что он проходит через стадию ревности (в доме появился новый малыш?), ему нужно чуть больше внимания (вы замечаете его только тогда, когда он что-то разбил?).

Удачи Вам!


Поведение, которое выводит вас. Не хочет делиться

Большинство родителей не хотят и думать о том, что дети их могут быть жадными, потому что они с самого раннего периода учат их делиться с другими, часто ожидая больших результатов слишком скоро.
До того, как ребенок научится делиться, он должен узнать, что значит «мое».
Открытие волшебного слова «мое» - это огромный шаг в познании мира. Это значит, что есть некоторые вещи, которые он может двигать, держать при себе и распоряжаться ими. Неудивительно, что он хочет воспользоваться этим хоть немного.
Затем малыш узнает, что некоторые вещи «не мое», и зачастую это очень трудно сразу принять.
Учение о времени тоже очень сложное дело. Для начала все либо «сейчас», либо «не сейчас». Затем ребенок поймет «скоро», «на одну минуточку», «следующий».
Когда малютки начинают играть вместе, они узнают, что «мое» может уходить из рук и возвращаться.
Только, когда малыш прошел через эти ступени, он с радостью будет делиться; ему не нужно больше бояться, что у него заберут игрушку и не вернут.
С вашей нежной помощью и терпением на это уйдет не много времени. Но если вы заставите ребенка делиться, он, скорее всего, запаникует и будет держать свои вещи еще крепче.
Не ожидайте от своего ребенка слишком многого: если он любит своего мишку, почему он должен делиться им? Вы разве делитесь своей любимой вазой?
Пусть ваш ребенок имеет вещи, которые дороги ему, и позвольте ему решать, будет ли он ими делиться.

Удачи Вам!


 

 

Ранний возраст

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого - ситуация «Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап, в котором происходит психологическое отделение от матери, наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций

Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но переход на новый уровень речевого развития возможен только при полноценном общении ребенка с взрослыми. Если общение с взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.
Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка заключается в том, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него становится ведущей деятельностью, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстниками, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

В раннем возрасте бурно развиваются познавательные психические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией, тем, что они непосредственно воспринимают. Все их поведение является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации, их не привлекает. В эксперименте К. Левина с маленькими детьми показано, что до 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Поставленная перед ребенком задача - сесть на большой камень, лежащий на лужайке, - оказалась трудновыполнимой. Для того, чтобы выполнить это задание ребенок сначала должен отвернуться от камня и, следовательно, перестать его видеть. Дети много раз обходили этот валун, гладили его, отворачиваясь, подкладывали руку, чтобы, по крайней мере, ощущать его тактильно. И только одному мальчику удалось сохранить опору на зрительное восприятие: он сильно наклонился, перегнувшись в поясе, и, глядя на камень между широко расставленными ногами, продвинулся к нему и, наконец, сел.

Из этого следует еще одна особенность детей раннего возраста – у них наблюдаются элементарные формы воображения (предвосхищение), но творческого воображения у них еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать и только к концу раннего детства у них появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном, это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше - ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.

Важная характеристика восприятия в этом возрасте является его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает, и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение - достать ее, что-то с ней сделать. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие».

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Как видно из самого названия, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. «Мыслить для ребенка раннего возраста - значит разбираться в аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия» (Л.С. Выготский).

В это время при совместной деятельности с взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Взрослый учит его тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш, а как - совочек, что нужно делать с игрушками (возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку). Действия с предметами зависят от их функциональных особенностей и условий их использования. Так, ребенок научается подносить чашку к губам, но ему гораздо легче обращаться с пустой или полупустой чашкой, чем с чашкой, полной молока. Несколько большую свободу действий он приобретает, манипулируя с игрушками.

Мышление первоначально проявляется в самом процессе практической деятельности. Особенно хорошо это видно, когда ребенок сталкивается с задачей, способам решения которой его не обучали взрослые. В эксперименте П.Я. Гальперина дети пытались достать игрушки из большого ящика с помощью лопатки; ситуация осложнялась тем, что ручка лопатки находилась под прямым углом к лопасти. Сначала ребенок пробует поднимать какую-нибудь игрушку, по-разному захватывая лопатку и «гоняя» ею все предметы по дну ящика. Затем у него появляются замедленные движения, ребенок как бы подстерегает удобное положение своего орудия, чтобы им подцепить игрушку. В этом уже видны проблески включающегося в деятельность мышления. За этим следуют излишне настойчивые попытки создать удачные положения и, наконец, отказ от навязчивого применения освоенных приемов, учет объективных соотношений предметов - лопатки и игрушки. На последних этапах деятельности ребенка прослеживается активное вмешательство мышления, организующего целенаправленные действия. Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности, поэтому оно отстает от нее по общему уровню развития и по составу операций.Благодаря внешней деятельности совершенствуются и сами предметные действия: они приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых они были первоначально усвоены. Происходит перенос освоенных действий в другие условия. Вслед за этим у ребенка появляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимать действия взрослого как образцы. Взрослый задает ребенку образцы действий, контролирует, корректирует и оценивает их выполнение. У ребенка при вычленении собственных действий из совместной деятельности появляется новое отношение к ним — как к своим действиям. Это отражается в речи: «Вова дает кушать», а позже: «Я играю», «Я иду гулять». Действия, называемые Д.Б. Элькониным личными, становятся одной из предпосылок нового всплеска самостоятельности и подготавливают следующий переходный период - кризис 3 лет.

Помимо собственно предметных действий, для развития ребенка раннего возраста важны и такие действия, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это, скорее, каракули. Но на третьем году уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом. В 2,5 года, в частности, дети могут вполне отчетливо нарисовать человека. На таком рисунке кроме круга-головы различаются мелкие детали — глаза, нос, рот.

Ведущая деятельность в этот период - предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Скажем, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину. Такие игры непродолжительны и возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Но на следующем возрастном этапе они станут одним из источников сюжетно-ролевой игры.

Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. Когда, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати - это замещение.

Эмоциональное развитие
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В состав эмоциональных проявлений у детей этого возраста включены вегетативные и моторные реакции (неровное дыхание, частый пульс, покраснение кожных покровов, плач, хаотичные движения, выкрикивание бессвязных слови т.д.).

В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, у ребенка могут наблюдаться аффективные реакции на трудности, с которыми он сталкивается. Если у ребенка при попытке что-либо сделать самостоятельно ничего не получилось и рядом не оказалось взрослого, возможна эмоциональная вспышка. Эти аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют. Избыточное внимание взрослых к таким проявлениям выступают для ребенка в качестве положительного подкрепления и он усваивает, что приятные моменты в общении с взрослыми наступают вслед за его слезами. Если ребенок действительно расстроен, достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным. У ребенка одно желание легко сменяется другим, он легко переключается и с удовольствием занимается новым делом.

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Для этого возраста характерны конкретные страхи, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чаще всего эмоции страха возникают при изменении какого-либо стереотипа в привычной жизни ребенка. Он обладает малым социальным опытом и боится всего нового и неожиданного. Одной из причин возникновения страха может стать и неправильное воспитание (запугивание ребенка чем-либо, желая заставить его слушаться). Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Основными причинами возникновения отклонений в эмоциональном развитии ребенка этого возраста могут стать частые изменения привычного стереотипа поведения, режима дня, отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, неправильные воспитательные приемы (создание односторонней эмоциональной привязанности, отсутствие единого подхода к ребенку и т.п.).

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, так как в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы - уйти с ней в другую комнату - снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения с взрослыми.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, и пока о правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям этого возраста удаются совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы.

Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение с взрослыми.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Это простейшая форма самосознания. Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала по имени, в третьем лице: «Тата», «Саша», а затем, к трем годам, появляется местоимение «я». Тогда же у ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего «я», но того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой». Это трудно назвать самооценкой в собственном смысле этого слова, так как основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности и принятии.

 

Страницы педагогов

Консультации

Противодействие коррупции

Буклет Единовременные денежные выплаты

Заплатите налоги вовремя

Заплатите налоги вовремя

Вернуться в детство

Проект "Вернуться в детство"

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 110 «Белоснежка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445021, Самарская обл, Тольятти г, Ленина б-р, 17
Тел. 7-8482-260416
e-mail: chgard110@edu.tgl.ru