• Титульный

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • С Днем Победы
  • слайд 1

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 3

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 4

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 5

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • слайд 6

    Добро пожаловать на официальный сайт детского сада № 110 "Белоснежка"

  • 1 апреля

    1 апреля у нас прошел ДЕНЬ СМЕХА!!! Смотрите фотоотчет

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков «Ш» и «Ж»

Подготовила   
Елизавета Александровна Пономарева,
учитель-логопед

Скачать PDF >>>

Артикуляционный уклад звука «Ш»
• губы вытянуты вперед и округлены,
• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
• средняя часть спинки языка прогибается,
• задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

 




Артикуляционный уклад звука «Ж»

  • губы вытянуты вперед и округлены,
  • зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
  • кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
  • средняя часть спинки языка прогибается,
  • задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
  • сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

 


Артикуляционная гимнастика





Лабиринт для автоматизации звука «Ш».

Лабиринт для автоматизации звука «Ж».

 

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков «З» и «Ц»

Подготовила   
Елизавета Александровна Пономарева,
учитель-логопед

Скачать PDF >>>

Артикуляционный уклад звука «З»

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

 


Артикуляционный уклад звука «Ц»

  • положение губ нейтральное,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • сильная и короткая струя воздуха, проходя через щель между спинкой языка и альвеолами, вызывает короткий свистящий шум,
  • голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

 


Артикуляционная гимнастика





Лабиринт для автоматизации звука «З».

Лабиринт для автоматизации звука «Ц».

Сказки для артикуляционной гимнастики

На занятиях логопеду важно обеспечить положительный настрой и поддержать  интерес к изученным  ранее упражнениям, так как, по мнению физиолога Е.Н. Винарской эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии  всех сторон  речи.Эффективным средством для обеспечения эмоционального комфорта на занятиях становится сказка.

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные они всегда интересны. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — писал А.С. Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет. Так почему бы не использовать его для исправления недостатков в детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки. 

Авторские сказки

Предлагаемые сказки придуманы автором для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков   ([к] – [г] — [х]; [ш] — [ж]—  [ч] — [щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной гимнастики. Сказки понравились детям и дали положительный результат. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи.


 

ХРАБРЫЙ   КОМАР
(для пассивной артикуляционной гимнастики)

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.
«Хоботок»*(Здесь и далее указаны названия упражнений, приведенных в приложении.)
А потом он весело улыбался себе.
Губы фиксируются двумя пальцами.
И всем насекомым, которые жили рядом с ним.
Губы фиксируются четырьмя пальцами.
Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.
Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.
Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.
Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами.
Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.
«Веселая змейка».
А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком.
Язык выпячивается вперед.
С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.


 ПРЕКРАСНАЯ ОБЖОРКА
(к комплексу упражнений для отработки звуков [к] — [г] — [х]).

Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения; и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды.
А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.
«Хоботок».
Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.
 «Улыбочка»
И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
— Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, сказала гусеничка. — Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.
«Лопатка» и «Иголочка».
Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубы, ожидая слона.
«Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки».
Затем Обжорка немножко посердилась,
«Киска сердится».
свернулась катушечкой и сладко уснула.
«Катушка».
Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.
 «Качели».
В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.


ТРУДОЛЮБИВАЯ БОЖЬЯ КОРОВКА
(к комплексу упражнений для отработки звуков [ш] — [ж] — [щ] — [ч])


Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
— Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, — говорили они.
— Да ты просто красный жук, — вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
 «Улыбочка».
— Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, — сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
 «Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
 «Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка».
и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,
 «Лошадка».
веселого маляра,
 «Маляр».
грибок
«Грибок».
и даже гармошку.
«Гармошка».
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
— Божья коровка, пора ложиться спать, — обратилось к ней солнышко.
— Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, — весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
 «Вкусное варенье».
и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.  «Грибок».
А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.
«Парашютик».
Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.


ЗАГАДОЧНАЯ БАБОЧКА
(к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стертой дизартрии)

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
 «Птенчик».
А бабочка ему говорит:
      Явился в желтой шубке:
— Прощайте, две скорлупки!  
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»
А бабочка все свое:
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как Лягушка.
«Улыбочка».
А еще знаешь, про что-нибудь большое? — спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя — хвост большой.
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это...
— Слон! — закричал весело птенчик.
«Хоботок».
— Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? — спросила бабочка.
— Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая Лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
— Это про мою лопатку.
«Лопатка»
Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
«Надуй игрушку».
Они даже пошлепали свои язычки,
«Непослушный язычок».
но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
 «Расческа».
Затем друзья покачались на качелях.
«Качели».
И не заметили, как время прошло.
— А что всегда идет, а с места не сходит? — спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку, А тут и мама прилетела.

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.   

Артикуляционная гимнастика для постановки звука «С»

Подготовила   
Елизавета Александровна Пономарева,
учитель-логопед

Скачать PDF >>>

Артикуляционный уклад звука «С»

  • губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,
  • зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
  • кончик языка упирается в нижние резцы,
  • передняя часть спинки языка выгнута,
  • боковые края языка прижаты к коренным зубам,
  • вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
  • между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,
  • сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,
  • голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

 


Артикуляционная гимнастика





Лабиринт для автоматизации звука «c».


 

Развитие словаря у детей дошкольного возраста

Развитие словаря
у детей дошкольного возраста

Подготовила   
Елизавета Александровна Пономарева,
учитель-логопед

Скачать PDF >>>

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции ЦНС легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Третий год жизни. После двух лет в активной речи детей появляется всё больше слов. На ранних этапах овладения языком (рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырёх лет преобладающим становится словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребёнка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), прилагательные (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребёнок обозначает не только размеры предметов (большой–маленький), но всё чаще называет их цвет, форму. Свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.)

По мере развития речи лексика ребёнка систематизируется. У трёхлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса–нора, гриб–лес). В три года он должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.

Хотя дети уже довольно свободно ориентируется в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка–чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» – миску, стакан, кружку, тарелку и т.д. Точно также дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идёт – человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т.д. Не выделяют части тела животных: зверей – туловище, лапы, у птиц–перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имён: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

Четвёртый год жизни. Словарный запас детей 4 лет достигает приблизительно 2000 слов. Увеличивается не только количество существительных и глаголов, но и других частей речи. Особенно заметно обогащается словарь ребёнка за счёт наречий. Знакомясь с отношениями пространства и времени, дети осваивают такие слова, как далеко, рано, поздно, сзади, скоро и т.д. Трёхлетние дети обычно уже называют некоторые числительные, часто по порядку от одного до десяти. Но этот ряд чисел – всего лишь заученный стишок, так как соотносить количество предметов с цифрой они ещё не умеют. К концу четвёртого года большинство детей смогут соотнести числа 1, 2, 3 с нужным количеством предметов, то есть начнут пользоваться этими числительными. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки и т.д. Не всегда дети пользуются ими адекватно. Бывают случаи неправомерного употребления обобщающего слова, когда ребёнок не знает название конкретного предмета: «Это птичка», «Сорвал цветок»; «Видел дерево». Дело в том, что слова второй степени обобщения дети сначала усваивают, как вторые названия чувственно воспринимаемых предметов. По мере того как ребёнок узнает одно за другим значения таких слов (игрушки – это все предметы для игры, посуда – это предметы, в которых готовят еду и из которых едят), ему легче и легче становиться правильно употреблять данные слова.

Психологической особенностью восприятия у детей четвертого года жизни является их способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. В связи с этим в речи детей мало слов-названий частей предметов: частей тела животных, составных частей сложных вещей. Не пользуются дети ещё и словами-названиями дополнительных цветов: сиреневый, розовый, оранжевый, фиолетовый. В то же время дети уже хорошо связывают конкретный предмет с характерным для него цветом: снег белый, небо серое, трава зелёная. Таким образом, цвет становиться одним из опознавательных признаков знакомого ребёнку предмета.

Пятый год жизни. На пятом году жизни количество слов растёт, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, сложных предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Освоение речи ребёнком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определённой категории (платье – одежда), то есть достигают второй степени обобщения (вспомним, что понимание слов-обобщений возникает ещё раньше, если взрослый часто пользуется сам такими словами и вводит их в пассивный словарь ребёнка). Переход к обобщениям представляет для детей определённую трудность, так как, чтобы освоить слова-понятия, ребёнку необходимо отвлечься от особенностей каждого отдельного предмета и выделить только один существенный и общий для них признак. Таким признаком является, прежде всего, назначение предмета. Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов-названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребёнка должен быть накоплен определённый запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.

Шестой год жизни. После пяти лет словарный запас стремительно растёт. Непроизвольная память – основа пополнения словаря – в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Количество слов, находящихся в их употреблении, во многом зависит от общей осведомлённости ребёнка, чем больше ребёнок знает, тем богаче его словарный запас.

Седьмой год жизни. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддаётся точному учёту. Однако, существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомлённые в разных областях знаний, умеющие читать и поэтому развивающие свой словарь самостоятельно, и, с другой стороны, среди поступающих в первый класс встречаются дети, чей словарь беден и ограничивается бытовой тематикой.

В словаре будущих первоклассников имеются слова всех частей речи: в нём довольно много числительных, которыми дети пользуются уже осмысленно; разных глагольных форм, в частности, причастий и деепричастий; появляются и сложные предлоги из-за, из-под и другие.

Страницы педагогов

Консультации

Противодействие коррупции

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 110 «Белоснежка» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445021, Самарская обл, Тольятти г, Ленина б-р, 17
Тел. 7-8482-260416
e-mail: chgard110@edu.tgl.ru